Международные страны G7 (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Япония) вступили в силу с 1 января с запретом на импорт непромышленных природных алмазов, искусственных алмазов и ювелирных изделий, содержащих алмазы, из России в страны ЕС. Решение было объявлено в декабре 2023 года. Но это еще не все: с 1 марта 2024 года страны G7 ограничат импорт российских алмазов, которые были обработаны в третьих странах, а с 1 сентября 2024 года под запрет попадут российские синтетические алмазы и ювелирные изделия, изготовленные в третьих странах, с использованием российских алмазов. При этом механизм проверки происхождения необработанных алмазов будет создан только к 1 сентября 2024 года.
Это решение вызвало определенную тревогу на рынке алмазов. Эксперты отмечают, что многие трейдеры в Тель-Авиве или Антверпене имеют возможность формировать "смешанные" партии камней из разных стран, включая Россию. Однако запрет G7 может серьезно ограничить эти возможности и усложнить процесс отслеживания происхождения алмазов. Кроме того, глава крупнейшей алмазодобывающей компании De Beers указал на неясности в системе отслеживания и отметил, что невозможно отличить российский бриллиант от нероссийского на таможне.
Российские представители уже выразили свое недовольство запретом, называя его частью санкционной политики Запада и попыткой создать параллельную структуру Кимберлийскому процессу. Запрет также вызвал обеспокоенность индийских представителей, которые призывали G7 отложить его введение для определения правил происхождения алмазов. В то же время, пресс-секретарь президента России предсказал, что запрет может иметь "эффект бумеранга" для европейских компаний. В целом, последствия запрета G7 на импорт российских алмазов остаются неясными и могут повлечь за собой изменения на рынке алмазов.